WS- 22 Статуэтка "Аполлон и Нимфы" | |
---|---|
Материал: | Полистоун |
Размеры изделия | |
---|---|
Длина: | 28 см. |
Ширина: | 19 см. |
Высота: | 23 см. |
Вес: | 3 кг. |
Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая богиней Герой, нигде не могла найти приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и, наконец, укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Вокруг Делоса шумело море. Уныло поднимались скалы Делоса, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делосе богини, поднося ему амброзию и нектар. Вся природа ликовала вместе с богинями.
Маркантонио Франческини - Рождение Аполлона и Дианы (1699)
Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил Пифон, преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил. Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся, седой от пены, горный поток, а над потом клубился туман. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был проглотить Аполлона. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он бездыханный упал на землю.
Громко зазвучала торжественная победная песнь (пеан) златокудрого Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса. С высокого берега далеко в море Аполлон увидел корабль критских моряков. Превратившись в дельфина, бросился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звездой взлетел из морских волн на его корму. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы и через плодородную долину повел критских моряков в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.
Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Аполлон помог Адмету получить руку Алкесты, дочери царя Иолка Пелия. Отец ее обещал отдать Алкесту в жены лишь тому, кто сумеет запрячь в свою колесницу льва и медведя. Аполлон наделил своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и затем вернулся в Дельфы.
Надо думать, именно в пору, когда Аполлон служил пастухом, случилось ему влюбиться в нимфу Дафну, дочь речного бога Пенея. Когда бы он ни увидел ее, она пряталась и убегала от него. Аполлон решил, что она избегает встречи с простым смертным пастухом и, погнавшись за нею, вскричал, кто он. Дафна и вовсе испугалась и обратилась к отцу Пенею, пусть земля расступится и поглотит ее. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, в ветви лавра. А высоко в небе, смеясь, летел Эрот. Теперь он смеялся, как однажды посмеялся Аполлон над его крохотными луком и стрелами. Эрот поразил Феба стрелой, вызывающей в сердце любовь, а несчастную Дафну – убивающей любовь. Аполлон все понял, он наделил лавр вечно зеленой листвой, сделал венок из его листьев и украсил им свою голову. Умершая любовь вечно зеленела, как вся природа весной.
Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти), - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Музы следуют за Фебом или окружают его: Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии, Полигимния – муза священных гимнов. Вся природа прислушивается к пению муз.
И даже на Олимпе воцаряется тишина, с предчувствием праздника с явлением Аполлона в сопровождении муз, и в хороводе принимают участие хариты, спутницы Афродиты, и сами богини Артемида, Афина, Гера и боги. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Феба. Так творится сама жизнь людей во красоте ремесел и искусств.
Франсуа Жирардон. «Аполлон и нимфы». 1666-1673. Мрамор. Версальский парк.
Статуэтка представляет собой уменьшенную копию мраморной группы в Версале Франсуа Жирардона.
Франсуа Жирардон, французский скульптор, самый значительный ваятель Франции последней трети 17 века. Родился в семье мастера декоративного и фигурного литья. В период работы подмастерьем у скульптора и мебельщика К. Бодиссона привлек внимание королевского канцлера П. Сегье, оплатившего его поездку в Рим для завершения художественного образования. Много работал в Версале, где создал мраморную группу с Аполлоном и нимфами (1668-70). Здесь проявились лучшие свойства его таланта — умение сочетать традиционные, античные и итало-барочные, мотивы с монументальной гармонией и особым пространственным размахом, свойственными французскому барочному классицизму. «Аполлон и нимфы» стали как бы скульптурным камертоном всего Версаля.
Франсуа Жирардон (1628—1715)
В скульптурной группе «Аполлон и нимфы» на первом плане не драматичное столкновение героев, столь характерное для произведений Бернини (Жирардон учился у Бернини), а красивая композиция фигур. Группа, состоящая из семи фигур, умело скомпонована; ритм движений персонажей соединяет их в ясный, продуманный ансамбль, который очень эффектно смотрится с любой точки обзора. Богатство декора не нарушает ясной логики композиции, пронизанной воздухом и светом, что особенно важно для ландшафтной пластики. Фигурам «не тесно» в пространстве композиции, движения их свободны и естественны. В центре — величественный Аполлон, строгая красота которого вызывает в памяти образы античной скульптуры. Нимфы, окружающие небожителя, образуют гармоничную группу, при этом каждая наделена индивидуальной выразительностью. Прекрасно разработаны складки драпировок; выявляя формы тела, они образуют почти орнаментальный узор.